Рубрики

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления, нарушающие жилищные права детей.

Важное решение вынес Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу на судебные постановления,   состоявшиеся  по гражданскому   делу  об   оспаривании договора дарения доли квартиры.

Суд рассмотрел иск гражданки о том, что ее бывший супруг подарил постороннему человеку свою часть квадратных метров в их общей квартире, в которой также живут их общие дети – сын и дочь. Другого жилья у нее и детей нет, поэтому “подарок” разведенного супруга ущемляет права детей. На самом деле подаренные экс-супругом квадратные метры, по сути – обыкновенная сделка купли-продажи. Таким образом, ответчик, как многие другие граждане, маскируют нежелание соблюсти процедуру, установленную Гражданским кодексом РФ, о праве преимущественной покупки доли квартиры другими сособственниками – сначала необходимо предложить  купить долю в жилье тем, кто там постоянно проживает. Поэтому и были придуманы  подобные “подарки”, когда собственник дарит часть своего жилого помещения.

Районный суд отказал в иске. Городской суд решение оставил без изменения. Истица обратилась с жалобой в Верховный Суд РФ, указывая, что права детей нарушены и условия их жизни ухудшились.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления.

В соответствии со статьями 167, 169 Гражданского кодекса РФ,  сделка, не соответствующая требованиям закона, а также сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, является ничтожной.

В соответствии со статьей 292 Гражданского кодекса РФ, отчуждение жилого помещения, где проживают дети, необходимо проводить с согласия органов опеки в установленных законом случаях. В соответствии с Конституцией РФ, права и свободы гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц. Родители при отчуждении принадлежащего им на праве собственности жилья не вправе произвольно и необоснованно ухудшать жилищные условия проживающих совместно с ними несовершеннолетних.

Верховный Суд РФ разъяснил, что при отчуждении собственником жилого помещения, в котором есть дети, должен соблюдаться баланс прав. В соответствии с положениями  Семейного кодекса РФ, родители несут полную ответственность за детей, в том числе и обязаны обеспечивать им надлежащие условия проживания. Верховный Суд подчеркнул, что юридически значимым для решения этого дела является выяснение вопроса, соблюдал ли отец при совершении сделки права детей, которые живут и зарегистрированы в квартире. А именно это обстоятельство районный суд не установил.

Суд первой инстанции, по мнению Верховного Суда РФ, нарушил требования гражданского процессуального закона по исследованию и оценке доказательств.

Истица обосновывала исковые требования тем, что больше семи лет назад бывший супруг выехал из квартиры и не поддерживал отношения с  детьми. Свою долю в квартире продал посторонним лицам и теперь разнополые подростки  должны жить в одной комнате, жилищные условия детей значительно ухудшились, т.к. жилое помещение приобрело статус коммунальной квартиры.

Верховный Суд также указал, что районный суд, отказав матери в иске по защите прав детей, фактически этим решением освободил отца от выполнения им его прямых обязанностей родителя и возложил это бремя целиком на мать. Это прямое нарушение положений Конституции РФ и Семейного кодекса РФ. Совершение родителем, сознательно не проявляющим заботу о благосостоянии детей, умышленных действий, направленных на совершение сделки по отчуждению жилья с целью ущемить права детей, может свидетельствовать о несовместимом с правопорядком и нравственностью характере  сделки и злоупотребления правом.

Верховный Суд отменил судебные постановления, состоявшиеся по делу, и направил гражданское дело на новое рассмотрение.

Процессуальные полномочия органов уголовно- исполнительной системы

В соответствии с п.1 ч.1 ст.40, ст.144 УПК РФ учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, являясь органами дознания, обязаны зарегистрировать, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, принять по нему процессуальное решение.

Однако из-за отсутствия в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы специализированных подразделений дознания на основании ч. 3 ст. 151 УПК РФ указанные учреждения и органы не уполномочены производить дознание по уголовным делам о преступлениях какой-либо конкретной категории в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ.

Исходя из диспозиций ст. 40, 144, 145 УПК РФ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы не вправе принимать по поступившим сообщениям о преступлениях процессуальные решения, предусмотренные пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, но обязаны принять, зарегистрировать поступившее сообщение о преступлении, при наличии необходимости в пределах компетенции провести по нему проверочные мероприятия и не позднее 3 суток со дня поступления передать его по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ для разрешения в компетентный орган, а заявления о возбуждении уголовных дел частного обвинения – в суд в порядке ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Вместе с тем специальной нормой уголовно-процессуального закона (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ) предусмотрены полномочия начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по возбуждению уголовных дел в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ. Такие уголовные дела могут быть возбуждены ими только в строго определенных случаях и исключительно в целях производства неотложных следственных действий (при выявлении признаков преступлений против установленного порядка несения службы в действиях сотрудников соответствующих учреждений и органов либо при выявлении признаков любого преступления в действиях иных лиц, совершенных в расположении указанных учреждений и органов) с последующим направлением возбужденных дел в компетентный орган для производства предварительного расследования. Реализация данных полномочий начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должна быть в каждом конкретном случае в обязательном порядке обусловлена объективной необходимостью производства неотложных следственных действий, в том числе в связи с возможной утратой (уничтожением) доказательств совершения преступления, значительной территориальной отдаленностью учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы от места дислокации органа, уполномоченного возбуждать уголовные дела соответствующей категории и проводить по ним предварительное расследование, и другими исключительными обстоятельствами подобного характера.

Также следует учитывать, что полномочия по принятию решений об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения сообщений о вышеуказанных преступлениях уголовно-исполнительной системы УПК РФ не предусмотрены. Поэтому в случае отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела о названных выше преступлениях и объективных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости производства неотложных следственных действий, органы уголовно-исполнительной системы обязаны в установленном порядке принять решение, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, и меры по вызову на место происшествия следователя (дознавателя) уполномоченного органа».

Разъяснение законодательства о прохождении отопительного сезона 2014-2015г.г

Анализ надзорной деятельности по обеспечению законности сферы жилищно-коммунального хозяйства показывает, что в период прохождения отопительного периода, что управляющими и ресурсоснабжающими организациями не во всех случаях обеспечиваются права граждан на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, в связи с чем является актуальным разъяснение порядка действий граждан в подобных случаях.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила) температура в жилых помещениях, должна составлять не ниже +20 °C (в угловых комнатах – +22 °C).

При непредоставлении коммунальных услуг, либо их предоставлении ненадлежащего качества размер платы, выставляемый потребителю, подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В том случае, если нормативная температура воздуха в жилом помещении исполнителем коммунальной услуги не обеспечена, потребитель вправе обратиться в аварийно-диспетчерскую службу с соответствующим заявлением.

Сведения об аварийно-диспетчерской службе исполнителя должны быть указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п.106 Правил).

В том случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известна причина, по которой потребителю предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества, время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения соответствующего сообщения, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт.

В случае непроведения исполнителем проверки в указанный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

По вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребители также вправе обратиться в органы контроля, в полномочия которых входит осуществление государственного жилищного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В случае несогласия с принимаемыми органами контроля мерами, их действия могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам либо органы прокуратуры.

Расширение прав на получение имущественного налогового вычета плательщиков НДФЛ

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 21 июля 2014 года N 03-04-05/35550 разъяснило, что использовать имущественный налоговый вычет без ограничения количества объектов недвижимости смогут налогоплательщики, впервые обратившиеся за вычетом, право на который подтверждено после 1 января 2014 года.

К сведению, с 1 января 2014 года внесены существенные изменения в статью 220  Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно поправкам получить имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение, в частности жилья и земельных участков для жилищного строительства, теперь можно неоднократно до полного использования его предельного размера (с 2008 года – 2 млн. рублей), без ограничения количества объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых учитываются в составе имущественного налогового вычета.

Вместе с тем, министерство пояснило, что распространение возможности неоднократного получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера на правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшие до 1 января 2014 года, приведет к существенным потерям региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необходимостью возврата ранее уплаченных сумм налога на доходы физических лиц.

При этом большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными.

 Изменения в положения Трудового Кодекса Российской Федерации, регулирующие гарантии работникам профсоюзных органов

Федеральным законом № 199-ФЗ от 28.06.2014г. внесены изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации – гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

 Существенно ограничен перечень оснований, по которым при увольнении указанных в данной статье работников работодатель должен получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а при его отсутствии – выборного профсоюзного органа организации. Также резко сужен круг работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных от основной работы, при увольнении которых законодательством о труде устанавливались дополнительные гарантии.

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 Трудового Кодекса РФ – сокращение численности или штата работников и несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе; руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

   Работодатель, считающий необходимым в целях осуществления эффективной экономической деятельности организации усовершенствовать ее организационно-штатную структуру, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение, обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности.

         В случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, т.е. увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса – неоднократного неисполнения работником трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких документов, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением.

С 1 августа вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

С  1 августа вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее, Указ №453).

В частности, принятыми изменениями в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 558 “О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера” и в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 “О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера”  внесены поправки, устанавливающие срок предоставления уточненных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение 1 месяца со дня первоначальной отправки. Ранее, для подачи таких скорректированных  сведений срок составлял 3 месяца.

Указом № 453 также внесены изменения и в порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых претендентами на должности федеральной госслужбы и госслужащими, и соблюдения последними требований к служебному поведению. В частности, закреплено, что анализируется информация, переданная госслужащими за отчетный период и за 2 предшествующих ему года (прежде – по состоянию на конец отчетного периода). Уточнено, что проверяется соблюдение требований к служебному поведению в течение 3 лет, предшествующих поступлению данных, которые явились основанием для мероприятия

Изменения в миграционном законодательстве

В ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  внесены изменения.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу, вместе с тем, существует определенная категория иностранных граждан, на которых этот порядок не распространяется.

Федеральным законом от 05.05.2014 №127-ФЗ исчерпывающий перечень лиц, обладающих исключительным правом осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность без разрешения на работу, дополнен.

А именно, иностранным гражданам, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, теперь не обязательно иметь разрешение на работу при участии в трудовых отношениях

Гражданин вправе отказаться от требования следователя давать подписку о невыезде

Гражданин вправе отказаться от требования следователя давать подписку о невыезде, заключил Конституционный суд РФ, вынося определение по результатам рассмотрения одного из исков гражданина о нарушении его конституционных прав ст.102 УПК РФ.

Установлено, что нельзя взять подписку о невыезде, если обвиняемый или подозреваемый отказывается принять на себя соответствующие обязательства.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает избрание одной  из перечисленных в его ст. 98 мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. При этом при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида должны учитываться также тяжесть совершенного преступления, сведения о личности лица, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Согласно ст. 102 УПК РФ подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого не покидать постоянного или временного места жительства без соответствующего разрешения дознавателя, следователя или суда, в назначенный срок являться по вызовам и иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

По смыслу данной статьи, а также ст.ст. 97 и 99 УПК РФ отказ подозреваемого (обвиняемого) дать подписку о невыезде и надлежащем поведении, как свидетельствующий о том, что в рамках применения данной меры пресечения не могут быть достигнуты ее цели, может повлечь избрание другой, в том числе более строгой, меры пресечения.

Однако из принятого решения Конституционного суда РФ вовсе не следует, что постановление следователя об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде можно игнорировать. Меру пресечения избирают следователь, суд и она оформляется соответствующим документом.

Избранную меру пресечения в виде подписки о невыезде можно обжаловать, но нельзя просто написать «не согласен» на бланке подписки, поскольку такие действия были бы не процессуальными. Если подозреваемый (обвиняемый) подписку о невыезде нарушил, его могут не только заключить под стражу, но и привлечь к уголовной ответственности.

Однако если подписи подозреваемого (обвиняемого) о том, что он ознакомлен с избранной мерой в документе отсутствуют, то это не влечет никаких правовых последствий, поскольку такой документ юридической силы не имеет

Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора

Судопроизводство по вопросам, связанным с исполнением приговора, осуществляется в форме правосудия в открытом судебном заседании за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 241 УПК РФ. В связи с этим суд разъясняет участникам судебного заседания их права, обязанности и ответственность и согласно ч.1 ст. 11 УПК РФ обеспечивает возможность осуществления этих прав.

В силу ч. 1 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Применительно к реализации осужденными права на судебную защиту уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо изъятий или ограничений и не допускает понижения уровня гарантий права на судебную защиту для осужденных при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.



График приема граждан

ФИО Дни приема Часы приема
Зайцев Михаил Федорович Вторник 9.00 – 12.00
Байрамкулов Рустам Илиясович  Среда 9.00 – 12.00
Темиров Казим Назбиевич Четверг 9.00 – 12.00

Порядок обращений граждан

График приема граждан

Контакты

Почтовый адрес: 369260, КЧР, Урупский район, ст. Преградная, ул. Советская, 60

Телефон: 8(87876) 6-22-43

Факс: 8(87876) 6-14-45

Телефон доверия о фактах коррупции: 8(87876) 6-20-87

E-mail: urup-priemnaya@mail.ru

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы