17 марта 2015 года согласно плану МКУ «Управление образования администрации Урупского муниципального района» по реализации Года литературы и Года родных языков в образовательных учреждениях района на базе МКОУ «СОШ № 1 ст. Преградная» прошел семинара-практикума для руководителей и учителей-словесников «Роль поэзии в современном мире». Семинар открыла ведущий специалист МКУ «Управление образования администрации Урупского муниципального района» Батчаева Зухра Сейпуловна. Задача образовательных учреждений привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сформировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.
В приветственном слове директор школы Потанова С.Ю. отметила, что несомненно, литература имеет огромное значение в жизни каждого
человека. Ведь истинные ценности человек черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывать собственное мнение, развивать воображение. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться.
Участники семинара посетили:
– познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев);
– развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация);
– воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического
произведения.
В течение урока учащиеся познакомились с творчеством А.Т. Твардовского, проанализировали стихотворение «Рассказ танкиста», прослушали выступление учащихся детях-героях ВОВ, инсценировали стихотворение «Рассказ танкиста».
«Если есть поэзия – есть жизнь,
«Если есть жизнь – есть поэзия», учитель Гедиева А.М.
Основными целями урока были:
– привитие любви к поэзии родного края, чувство гордости за свой родной язык, принадлежность к своим предкам, народу, культуре.
На уроке учитель познакомила учащихся с творчеством Семенова И., учащиеся читали наизусть стихи из творчества И. Семенова, прослушали сообщения о жизни и творчестве поэта, была исполнена песня на слова И. Семенова «Эльбрус-красавец».
Внеклассные мероприятия:
. «Поэзия не имеет границ», учитель Бондарева Н.И.Учащиеся познакомились с творчеством В. Шекспира Д.Г. Байрона, Р. Бернса, С.Я. Маршака, как переводчика английских стихов для детей.
. Литературная гостиная «Война – печальней нету слова» , учитель русского языка и литературы Потанова Н.В. и библиотекарь Лайпанова Ф.Н.
В представленном мероприятии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая,
поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение. В литературной гостиной участвовали учащиеся 8-11 классов. Учащие читали стихи Д. Самойлова «Сороковые», С. Гудзенко «Моё поколение», Ю. Друниной «Зинка», К. Симонова «Жди меня» и
другие, прозвучали песни Б. Окуджава «До свиданья, мальчики», Расула Гамзатова «Журавли».
Была оформлена книжная выставка «Поэзия фронтовых лет» .
Затем в актовом зале состоялось подведение итогов семинара-практикума. Перед участниками семинара выступили победители школьных конкурсов: «Проба пера» (Крымшамхалова З. 7 кл.)
конкурса сочинений «Поэзии живительное слово» (Глоова А.10 кл.)
Участникам семинара были представлены проекты «Моё любимое стихотворение» (1 – 4 классы) и выставка рисунков «Живопись молчащая поэзия, поэзия звучащая живопись» (5-11 классы).
Заместитель директора Терехова С.Н. поделилась опытом работы по привитию любви и интереса к русскому языку. В выступлении было отмечено, что ученик будет грамотно писать, владеть приемами устной и письменной речи только тогда, когда его научат любить и ценить слово. Большая ответственность лежит здесь на учителях начальной школы, так как развитие связной речи учащихся начинается в начальной школе, затем постоянно совершенствуется. Путей решения привития любви и интереса к русскому языку существует довольно много. Одним из них является внеклассная работа, которая расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету. В школе работают кружок «Занимательная грамматика» с 1 по 5 класс, кружок «Театр – творчество – дети» с 1 по 4 класс. Далее предоставили слово воспитанникам кружка «Театр – творчество – дети», руководитель Екамчукова Е.В. с инсценированные сказки «Репка».
По итогам семинара было принято обращение к общественности Урупского муниципального района.
1. Всем участникам образовательного процесса района поддержать широкое всероссийское движение за возрождение русского и родных языков.
2. Администрации Урупского муниципального района изыскать финансовые возможности для улучшения материально – технического оснащения образовательных учреждений.
3. Управлению образованием администрации Урупского муниципального района:
3.1.Широко освещать деятельность учителей – словесников Урупского района на сайтах и СМИ.
3.2 Создать банк методических работ учителей – словесников.
4. Руководителям образовательных учреждений:
4.1 Оснастить кабинеты русского языка интерактивным оборудованием.
4.2 Изыскать возможности для пополнения фонда школьных библиотек художественной литературой, словарями, периодическими изданиями.
5. Учителям – словесникам:
5.1 Включиться в активное обсуждение проекта концепции школьного филологического образования.
5.2. Создать педагогические условия для развития мотивации к изучению русского и родных языков.