В декабре 2016 прошло очередное заседание методического объединения директоров общеобразовательных школ. Оно было проведено в форме практического семинара на базе МКОУ “СОШ№1п.Медногорский”. На семинаре изучены следующие актуальные вопросы образования района:
1.”Сетевой Город. Образование”. Порядок создания и работы в системе СГО.
2. Вести с курсов повышения квалификации.
3. О порядке предоставления основных оплачиваемых отпусков.
4. О порядке награждения работников ОУ.
Сетевой Город. Образование – это комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и орган управления образованием, который предоставляет следующие возможности:
1. Ведение электронных журналов , электронных дневников .
2. Планирование процесса с помощью создания учебного плана ОО, ведения тематического планирования, создания расписания занятий и мероприятий в ОО.
3. Размещение и сохранение материалов образовательного процесса путем создания портфолио проектов и личных портфолио, собственных учебных курсов.
4. Взаимодействие между участниками образовательных отношений с помощью внутренней электронной почты, общих портфолио, каталога ресурсов, доски объявлений, форума.
5. Автоматическое заполнение формы государственной статистической отчётности для ОО, как первичной на уровне образовательной организации, так и сводной на уровне муниципалитета.
6. Оперативное взаимодействие с ОО и УО, а также с другими ОО для организации единого информационного образовательного пространства в пределах одного региона.
7. Соответствие информационной образовательной среды законодательству Российской Федерации.
Возможности Системы позволяют руководителям ОО принимать обоснованные и оперативные управленческие решения на каждом уровне управления. Система предназначена для решения следующих задач:
получение актуальной информации по наиболее важным в сфере системы образования показателям (информатизации и комплексного обеспечения образовательного процесса и педагогической аттестации, кадровой политике, аттестации и аккредитации учебных заведений, организации Единого государственного экзамена, качества общего образования). По запросу руководителей ОУ Иващенко А.Н., директор МКОУ “СОШ №1 п.Медногорский”, поделился опытом работы по данному вопросу и ознакомил директоров ОУ с планом внедрения системы «Сетевой Город. Образование» (для образовательного учреждения) Подробно остановился на распределении ролей в процессе внедрения данной системы и выделил следующее: для эффективного внедрения системы «Сетевой Город. Образование» необходимо принять от имени администрации образовательного учреждения (ОУ): Приказ и «Положение о Сетевой школе», а также дополнения к должностным инструкциям для различных типов пользователей. Затем должны быть выделены ключевые роли в процессе внедрения «Сетевой Город. Образование». В первую очередь это:
Координатор «Сетевого Города»
Он организует работу всех типов пользователей (сотрудников, учащихся, родителей) на уровне данного ОУ, управляет системой ввода данных и правами доступа в «Сетевой Город». Контролирует полноту, качество, оперативность информации, вводимой в систему. Готовит административные приказы, распоряжения, графики по каждому этапу внедрения. Готовит предложения директору на поощрение сотрудников в соответствии с выполненным объемом работы. Совместно с координатором в управлении образования организует и проводит обучение персонала.
«Сетевые классные руководители»
Обеспечивают ввод в систему первоначальных данных по конкретному классу ОУ (в процессе запуска системы), а затем регулярный ввод текущих данных (в штатном режиме работы системы). Отвечают за полноту, качество, оперативность вводимой информации в ОУ в своем классе. «Сетевой классный руководитель» должен иметь навыки уверенного пользователя ПК. Для ввода данных по своему классу возможно привлечение коллег-сотрудников, а также отдельных учащихся.
Среди тех, кто непосредственно осуществляет ввод данных в ОУ, отдельно следует выделить секретаря школы – в «Сетевом Городе» имеет роль «Секретарь».
Опыт и результаты его работы показывают, что динамика и уровень внедрения «Сетевого Города» в ОУ напрямую зависят от способа распределения ролей среди сотрудников. Выделение в структуре внутришкольного управления новой штатной единицы заместителя директора по информатизации и выполнение им функций координатора – может оказаться наиболее эффективным.
Далее Иващенко А.Н. провел обучение по рекомендуемым этапам ввода данных в систему «Сетевой Город.Образование».
№
|
Название этапа |
Ответственные |
Примечание |
1. |
Ввод основных данных (создание структуры школы) в «Мастере ввода данных» Сроки учебного года Список сотрудников Список преподаваемых предметов Профили учебного плана Предельные нагрузки учебного
плана Предметы, преподаваемые в параллелях Типы учебных периодов Границы учебных периодов Создание классов |
Координатор
|
На этом этапе в «Сетевом Городе» может работать только один пользователь (с именем admin). Ввод списка учащихся (шаг 10) – необязательный в «Мастере ввода данных» |
2. |
Ввод списка учащихся по классам; информация по ученикам и родителям. Для учеников ввести как минимум: Ф.И.О., логин, пароль; дата рождения; пол; паспорт и/или свид-во о рожд.; место жительства;
домашний телефон. Для родителей ввести как минимум: Ф.И.О., логин, пароль, пол |
«Сетевые классные руководители» |
Для первоначального ввода списков учеников «сетевым классным руководителям» нужно дать право доступа
«Вести списки учеников и родителей». После ввода списков данное право доступа нужно у них заменить на «Редактировать сведения об учениках и родителях в своем классе» |
3. |
Ввод приказов о зачислении для учащихся, введенных на этапе Далее необходимо вовремя вносить данные о движении учащихся в течение уч. года |
Координатор или секретарь |
Приказы о зачислении необходимы, чтобы была возможность вести дальнейшее движение учеников (переводы из класса в класс, выбытие из школы) |
4. |
Ввод и ведение расписания |
Координатор совместно с
заместителем директора по УВР |
Возможен ввод расписания вручную или импорт из специализированной программы составления расписания |
5. |
Выставление итоговых оценок за четверть (семестр). Получение отчетов |
«Сетевые классные руководители» |
|
6. |
Ведение электронных классных журналов (оценки, посещаемость). Получение отчетов |
«Сетевые классные руководители» |
|
Описанная схема внедрения предполагает постепенное освоение системы пользователями ОУ. Сроки внедрения зависят:
от уровня оснащения школы;
от уровня компьютерной “грамотности” пользователей;
от моральной готовности педагогов и администрации школы.
Александр Николаевич обратил внимание руководителей на то, что внедрение системы «Сетевой Город» не ограничивается перечисленными этапами, они являются лишь подготовительными. Не включены многие другие возможности «Сетевого Города» (календарно-тематическое планирование, работа с электронными учебными курсами, доска объявлений, доступ учащихся и родителей, портфолио, проектная деятельность, и т.д.). От правильной организации внедрения «Сетевого Города» зависит возможность использования всех функций системы и успешность решения задач, стоящих перед сотрудниками школы. Информация вызвала интерес присутствующих, поступило много вопросов. Александр Николаевич дал исчерпывающие ответы на все вопросы руководителей по данной теме.
Решили: ускорить процесс ввода данных в систему «Сетевой Город.Образование».
В начале учебного года делегация из КЧР в количестве 12 человек участвовали в Федеральном проекте по повышению квалификации учителей русского языка, литературы и начальных классов в г. Псков по теме «Русский язык и литературное чтение в современной начальной школе: профессиональная компетентность педагогов». В составе делегации была и учительница начальных классов МКОУ «СОШ№2 с. Курджиново» Сушко Наталья Николаевна
Она поделилась своими впечатлениями об услышанном и увиденном в период обучения на курсах, которые были содержательны, хорошо организованы. Перед слушателями курсов выступали профессор А. Г. Разумовская с презентацией Федеральной стажировочной площадки – открытого института русского языка и литературы имени Е. А. Маймина , ректор Псковского Государственного Университета Ю. А. Демьяненко, заместитель Губернатора Псковской области В. В. Емельянова, начальник государственного управления образования Псковской области А. В. Седунов, ректор ПОИПКРО Л. К. Фомичёва. Доцент Е. И. Рогалёва провела несколько лекций на тему «Совершенствование орфографической грамотности младших школьников»
Для слушателей были организованы занятия в форме семинаров и круглых столов по темам:
Развивающее языковое образование в современной начальной школе;
Методические приёмы и средства изучения языковой теории в начальной школе;
Современные приёмы изучения литературного произведения ;
Формирование коммуникативных умений младших школьников;
Обучение младших школьников созданию текстов разных типов речи.
Целью проведения семинаров было совершенствование методического уровня учителей, привитие интереса к изучению русского языка и литературы и повышение качества знаний учащихся.
Сушко Наталья Николаевна подробно информировала присутствующих с материалами этих семинаров. Руководители школ были ознакомлены с современной методикой обучения анализа текста, с работой по расширению кругозора учащихся с помощью фразеологических практикумов, приемами повышение интереса к чтению ( изготовление книжек-игрушек, посещение библиотеки, инсценирование произведений и т. д. ), с формами оформления рабочих листков на уроках, где используются презентации. Особое внимание было уделено вопросам по улучшению каллиграфии учащихся. Сушко Н.Н. предложила вести тетради в узкую линию для 4 класса с целью исправления почерка детей, а также руководителям ОУ организовать работу в коллективах по участию педагогов в вебинарах по литературе. Поделилась Наталья Николаевна и своими впечатлениями о культурных мероприятиях, проведенных организаторами проекта. Слушатели курсов посетили храм, который построила княгиня Ольга, место, где в 10 веке собиралось народное собрание –вече, набережную и другие достопримечательности Пскова.
Решение:
Провести совместное заседание методических объединений учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы с целью изучения и внедрения в практику работы рекомендации организаторов проекта в г.Псков «Русский язык и литературное чтение в современной начальной школе: профессиональная компетентность педагогов»
По вопросу о порядке награждения работников образования выступила руководитель м/о директоров школ Батчаева Зухра Сейпуловна. Она напомнила содержание письма МОи Н КЧР от 01.02.2016№ об ответственности руководителей за правильность и достоверность сведений излагаемых в наградных листах и других документах, представленных в качестве подтверждающих материалов для принятия решения о награждении государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, учитывать реальную степень заслуг кандидатов.
Батчаева З.С. обратила внимание руководителей, что согласно п. 4, 5, 7, 8 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2007 № 192 «Об утверждении Положения о Почетной грамоте Правительства Карачаево- Черкесской Республики» награждение Почетной грамотой осуществляется к профессиональным праздникам и юбилейным датам.
Представление к награждению Почетной грамотой вносится в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не позднее, чем за месяц до наступления профессионального праздника или юбилейной даты.
При внесении предложений о награждении Почетной грамотой направляются следующие документы:
– представление к награждению Почетной грамотой за подписью руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, заверенное печатью;
– ходатайство о награждении;
– наградной лист;
– историческая справка (при представлении к награждению Почетной грамотой организаций к юбилейным датам). Документы, внесенные с нарушением установленных настоящим Положением порядка, сроков и требований к оформлению, не рассматриватются. Наградной лист, представляемого к присвоению почетного звания Карачаево-Черкесской Республики и Почетной грамотой Правительства Карачаево-Черкесской Республики, заполняется строго по установленной форме. Зухра Сейпуловна ознакомила и с Порядком награждения работников образования муниципальными наградами, особое внимание должно быть уделено мнению коллектива при представлении работника на награду любого уровня.
Решение: при представлении к награждению строго руководствоваться Порядком награждения работников образования
Руководители ОУ рассмотрели вопрос порядка предоставления основных оплачиваемых отпусков. Руководитель методического объединения Батчаева З.С. в своем выступлении остановилась на таких вопросах как: для чего нужен график отпусков?;
форма графика отпусков;
о порядке внесения изменений в график;
расчет дней отпуска и др.
В соответствии с ТК РФ основное назначение графика отпусков – установление очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков сотрудникам. При этом график отпусков, утвержденный работодателем, является обязательным к исполнению как для самого работодателя, так и для работников (ч. 2 ст. 123 ТК РФ). Составление графика отпусков обязательно для всех работодателей-юридических лиц, независимо от численности работников. Отсутствие графика отпусков является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрены следующие меры ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ):
а) для должностных лиц — штраф от 1000 до 5000 руб.;
б) для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.
График отпусков составляется на календарный год, при этом утвердить его необходимо не позднее, чем за две недели до начала очередного года (ст. 123 ТК РФ). Например, график на 2017 год необходимо утвердить до 17.12.2016 Как и все первичные документы, форму графика отпусков утверждает руководитель организации. При этом может использоваться: унифицированная форма № Т-7 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). В график должны включаться следующие отпуска, положенные сотрудникам: ежегодный основной оплачиваемый отпуск, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Такой отпуск должен предоставляться, например, работникам, с ненормированным рабочим днем, и в других случаях, предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ), отпуск, не использованный работником в текущем году и перенесенный на следующий год. Таким образом, в графике отпусков необходимо запланировать по каждому сотруднику общее количество причитающихся ему дней ежегодного отпуска (основного и дополнительного), включая остаток неиспользованного на конец года отпуска. График отпусков составляется в отношении всех работников: как занятых по основному месту работу, так и совместителей. Лица, которые работают по гражданско-правовому договору, в график не включаются, поскольку ежегодный оплачиваемый отпуск им не положен. В графике отпусков не отображаются административные отпуска (без сохранения заработной платы), отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком. Очередность отпусков в графике определяет и утверждает работодатель (ст. 123 ТК РФ). При этом он может (но не обязан) учесть пожелания работников.
О дате начала отпуска, указанной в графике отпусков, работодатель обязан известить каждого работника под роспись не позднее, чем за две недели (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). С этой целью в форму графика отпусков можно включить соответствующую графу («О дате начала отпуска уведомлен») (Письмо Роструда от 30.07.2014 N 1693-6-1). Возможны и другие варианты уведомления сотрудников, например, ознакомительные листы, ведомости, виза ознакомления на приказе об отпуске (Письмо Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1). Работодатель самостоятельно определяет наиболее подходящий способ уведомления сотрудников об отпуске.
Составляя график отпусков нужно понимать, что это плановый документ, составляемый на довольно продолжительный период – год. Поэтому без корректировок, скорее всего, не обойтись. Изменения в график отпусков могут быть внесены в следующих случаях:
-при переносе отпуска с согласия работника, например, в случае временной нетрудоспособности во время отпуска, в случае задержки выплаты отпускных и т.д. (ст. 124 ТК РФ);
-при переносе части отпуска в связи с отзывом сотрудника из отпуска (ч. 2 ст. 125 ТК РФ). При этом неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена работнику в любое удобное для него время;
-при переносе отпуска по желанию работника. Если работник не относится к «льготным» категориям (см. п. 5), работодатель может, но не обязан изменить запланированные даты отпуска.
В перечисленных случаях для внесения изменений в график отпусков работнику необходимо написать заявление о переносе отпуска. На основании заявления издается приказ руководителя о переносе отпуска.
Рассмотренный порядок внесения изменений в график отпусков применим в случае переноса запланированного отпуска тех сотрудников, которые изначально были включены в график (то есть работали на дату составления графика). Если же работник принят после утверждения графика отпусков на очередной год, то сведения об отпуске такого сотрудника могут оформляться одним из способов:
-приложением к утвержденному графику отпусков. Приложение составляется по той же форме, что и сам график, и включает только сведения об отпуске нового сотрудника (сотрудников). Как и график отпусков, приложение утверждает руководитель.
-без внесения изменений (дополнений) в принятый график отпусков. Для этого новый работник пишет заявление в произвольной форме, в котором указывает желаемую дату начала отпуска и количество дней, а работодатель издает приказ о предоставлении отпуска.
И в заключение, Батчаева З.С. подвела итог и выделила основные моменты, касающиеся составления графика отпусков:
-Наличие графика отпусков обязательно для всех работодателей-юридических лиц, за его отсутствие предусмотрена административная ответственность;
-Работодатель обязан уведомлять работников о дате начала отпуска в соответствии с графиком.
Решение: информацию и рекомендации принять к сведению и исполнению, график отпусков на 2017 год составить и утвердить до 17.12.2016.