30 января 2015 года в МКОУ «СОШ с.Уруп» прошёл научно-практический семинар «Формы и методы мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы». Проведён семинар в рамках ФЦП «Русский язык». На нем присутствовали представители отдела образования Урупского района, директора школ, учителя русского языка и литературы, методисты. Программа семинара была открыта приветственным словом директора школы Фатневой С.Ю. Также гостям были представлены открытые уроки учителей русского языка и литературы, литературно-музыкальная композиция «Белеет парус одинокий», посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, и заседание круглого стола по теме семинара, на котором выступили не только учителя школы, но и гости.
В своём приветственном слове директор школы Фатнева С.Ю. отметила, что в современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. Далее были изложены пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка, среди которых были названы связь с жизнью как необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики; наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы; использование на уроках современных информационных технологий; мыслительные задачи как один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку; использование игр.
После вступительного слова директора гостей пригласили на первый открытый урок «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания». Он проходил в 7 классе, учитель-Тюрина С.Г. Основными целями урока были:
– знакомство с трудами выдающихся учёных-русистов, их открытиями и исследованиями;
– совершенствование навыков устной и письменной речи, монологического выступления;
– совершенствование навыков работы со словарями.
В течение урока учащиеся вспомнили некоторые разделы языкознания, провели сравнительный анализ слов, прослушали рефераты об ученых-лингвистах и выполнили несколько практических заданий, в результате которых показали умение работать с основными видами словарей.
Далее гости были приглашены на второй открытый урок на тему «Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и её художественное воплощение в
творчестве М.А.Врубеля и А.Г.Рубинштейна». Урок был интегрированный, его проводили Терещенко С.Дм. и Дрожжина С.В.
Основными его целями были:
– проанализировать содержание поэмы М.Ю.Лермонтова;
– дать сравнительный анализ образа Демона на полотнах М.Врубеля и музыке А.Рубинштейна;
– нравственное и эстетическое воспитание;
– совершенствовать умение анализировать картину и выразительно читать стихотворный текст.
Учащиеся 11 класса приготовили сообщения об истории создания поэмы, об опере А.Рубинштейна и картине М.Врубеля. Провели сравнительный анализ трёх произведений, выделили средства художественной выразительности. На уроке звучала бессмертная музыка А.Рубинштейна, что помогло раскрыть образ Демона, что и было основной целью урока.
После небольшого перерыва гостей семинара пригласили на литературно-музыкальную композицию «Белеет парус одинокий», посвящённую 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. В композиции были охвачены основные этапы жизни поэта. Она сопровождалась показом презентации, музыкальными фрагментами, декорациями и костюмами, приближёнными к той эпохе. Целями этого внеклассного мероприятия были:
-мотивация к изучению литературы, к чтению классики;
– привлечение внимания учащихся к творчеству М.Ю.Лермонтова;
– нравственно-эстетическое воспитание.
И в завершении семинара был проведёт круглый стол по теме «Формы и методы мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Первой выступила Тюрина С.Г., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Уруп», с методическим докладом на тему «Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы.
В докладе было отмечено, что отличительной особенностью современного подхода в обучении, а также нового стандарта основной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку и литературе определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Также Тюрина С.Г. поделилась практическими методами обучения и мотивации таким как составление опорных конспектов, «Бортовой журнал», кластеры, синквейны и т.д.
Далее с докладами выступили приглашённые учителя русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1 ст.Преградная» Терехова С.Н. в своём докладе отметила важную роль внеклассной работы в создании мотивации к обучению русскому языку и литературе. Далее с докладами выступили учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3 ст. Преградная» Тулпарова М.Х. и учитель МКОУ «СОШ №1 пос. Медногорский» Поликарпова Р.А., которые поделились практическими наработками по теме семинара.
По итогам научно-практического семинара были приняты рекомендации:
Руководителям ОУ:
– укреплять материально-техническую базу кабинетов школы в соответствии с основными требованиями стандартов нового поколения.
Заведующему РМК, руководителям школьных, районных методических объединений учителей русского языка:
– организовать методическое сопровождение реализации задач совершенствования преподавания русского языка.
Учителям-предметникам:
1. Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход к обучению.
2. Шире использовать ИКТ-технологии на уроках русского языка и литературы.
3. Организовывать на уроках русского языка и литературы самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации.
4. В целях эффективной подготовки обучающихся к экзаменам по русскому языку считаем необходимым:
– формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов;
– проводить на уроках русского языка систематическую работу с текстами различных стилей;
– формировать у школьников такие виды чтения, как ознакомительное (просмотровое), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации;
– учить понимать, анализировать, интерпретировать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях;
– расширять диапазон текстов и заданий к ним на уроках гуманитарных дисциплин;
– использовать межпредметные связи;
-совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения апеллировать информацией, используя различные приёмы сжатия текста, умения устанавливать межфразовую связь в сжатом тексте, умение аргументировать собственную позицию по данной проблеме;
– усилить работу по изучению синтаксиса и пунктуации;
– усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка;
– систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса школьников;
– систематически использовать на уроках гуманитарных дисциплин работу со справочной лингвистической литературой;
– активизировать работу по формированию понятийного аппарата учащихся на уроках русского языка и формированию аналитических навыков, позволяющих осуществлять анализ языковых явлений на примере конкретных текстов.