За тех, кто Россию не предал,
Кто жизнь свою отдал стране,
Кто вынес все, кто выстоял,
В той страшной проклятой войне…
Яркой страницей в истории Великой Отечественной войны явилось всенародное партизанское движение. На участке между станицей Преградной и Урупом действовал Преградненский партизанский отряд № 10, командиром которого был Осканов Вартан Лукьянович, бывший начальник НКВД Преградненского района. Преградненский партизанский отряд № 10 был в основном сформирован из работников партактива Преградненского района.
В этом же отряде находилось и его жена, Анна Кузьминична Осканова, бывший работник Преградненского районного Совета. Разведкой в Преградненском отряде руководил Зиберов Михаил Алексеевич, председатель исполнительного комитета Преградненского районного Совета и Евтушенко Константин Иванович, начальник политотдела горной МТС. Этим отрядом были выведены из строя десятки автомашин с боеприпасами и солдатами. В декабре 1942 года Евтушенко Константин Иванович с группой партизан в ст. Преградной уничтожил экипаж гебельсовской кинопропагандистской бронемашины.
Жители сел и поселков Преградненского района оказывали партизанам всевозможную помощь в обеспечении продуктами, медикаментами и др.
Непредсказуемая судьба сложилась у Анны Андреевны Голоколосовой, которая после ранения приехала погостить к родственникам в поселок Уруп и попала под оккупацию. Вместе со своей родственницей ей пришлось выполнять поручения партизанского отряда, в сборе информации и расклеивании листовок. При одной такой операции в ст. Преградной Анну Голоколосову схватили полицейские. В участке ее жестоко истязали и ничего не добившись, расстреляли Голоколосову на правовосточном берегу реки Уруп 1-го октября 1942 года.
В конце 1942 года немцы, обеспокоенные множеством неудач на фронтах, в том числе и на перевалах, с одной стороны и усиливающейся активностью партизан с другой стороны, провели крупную операцию против партизан, в результате которой многие партизаны попали в плен к гитлеровцам. Попавшие в плен подвергались зверским пыткам и истязаниям, о том свидетельствует акт № 71 «О зверствах и злодеяниях немецко-фашистских оккупантов, совершенных над мирными жителями Преградненского района Карачаевской автономной области от 28 июня 1943 года».
ОСКАНОВ ВАРТАН ЛУКЪЯНОВИЧ
Начальник Преградненского РО МВД, сержант, командир Преградненского партизанского отряда № 10, расстрелян немецко-фашистскими захватчиками в январе 1943 года.
ГРИДИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
1914 г.р., заведующий учетом Прградненского РК ВЛКСМ, партизан-боец Преградненского партизанского отряда № 10, расстрелян немецко-фашистскими захватчиками 13 декабря 1942 года.
ОСКАНОВА АННА КУЗЬМИНИЧНА
Заведующая кадрами Преградненского районного Совета, партизанка, боец Преградненского партизанского отряда № 10 расстреляна немецко-фашистскими захватчиками в январе 1943 года.
ВАСИЛЕНКО НАТАЛЬЯ ЯКОВЛЕВНА
1919 г.р, партизанка, боец Преградненского партизанского отряда № 10, расстреляна немецко-фашистскими захватчиками 6 декабря 1942 года.
БЕЛАН ФИЛИПП ВАСИЛЬЕВИЧ
1901 г.р., заведующий Преградненской сберкассой, пом. командира по хозчасти Преградненского партизанского отряда № 10, расстрелян немцами 13 декабря 1942 года.
ТИТОВА КЛАВДИЯ ФИЛЛИПОВНА
Народный судья Преградненского района, боец Преградненского партизанского отряда № 10, расстреляна немцами 18 декабря 1942 года.
ГОЛОКОЛОСОВА АННА АНДРЕЕВНА
1921 г.р., медсестра, 1 октября 1942 года расстреляна немцами за связь с Преградненским партизанским отрядом № 10, похоронена в ст. Преградной с восточной стороны р. Уруп. (на снимке – справа)
Архивная выписка
из газеты «Ленинское знамя» № 130 от 11 сентября 1965 г.
За отвагу и мужество
Указ Президиума Верховного совета РСФСР
О награждении медалями СССР партизан и участников подполья, наиболее отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Ставропольском крае.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. , наградить от Президиума Верховного Совета СССР:
МЕДАЛЬЮ «ЗА ОТВАГУ»
11. Белана Филиппа Васильевича (посмертно).
26. Голубничего Семена Петровича (посмертно).
27. Гридина Ивана Яковлевича (посмертно).
69. Осканову Анну Кузьминичну(посмертно).
МЕДАЛЬЮ «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»
12. Бескоровайного Александра Антоновича (посмертно).
16. Божко Николая Сергеевича (посмертно)
Особой, дорогой ценой досталась нашему народу Победа в Великой Отечественной войне, в которой решалось быть или не быть человечеству… Память о тех страшных годах, о людях, положивших свои жизни во имя свободы и мира, должна быть вечной.
Копия письма
ст. Преградная, средняя школа № 2
учащимся 8 а класса
Дорогие ребята!
Во первых шлю всем Вам сердечный привет от меня и всей моей семьи.
Дорогие ребята! Вы просите меня описать о партизанском движении в районе Преградной. Во время войны я жила на прииске Уруп, работала учительницей в Урупской школе.
В 1942 году осенью 17 августа наш, т. е. Преградненский район был оккупирован немцами. На территории района было создано три партизанских отряда. Они все действовали вместе. В наш отряд были влиты два отряда, которые пришли из ст. Исправной, Отрадной и др. Из трех отрядов одним командовал Зиберов М., комиссаром отряда был Евтушенко (представитель из крайкома партии) были в партизанском отряде Оскановы (муж и жена). С Оскановой Клавдией К. я несколько раз встречалась. Она ко мне приходила с Комовой Анастасией Ивановной (которую мы звали Асей), она работала у нас председателем Урупского пос. Совета. Обе говорили о детях своих. У комовой А.И. забрала сына ее мама, а вот у кого остались двое детей Клавдии Кузьминичны я не помню, хотя мне она и рассказывала об этом.
Наш отряд находился в горах между Урупом и Преградной. Перед самым приходом немцев отряд ушел в лес, а до прихода немцев штаб партизанского отряда был у нас на Урупе.
Командование отряда проводили много работы с учителями и комсомольцами Урупа. Давали задания отдельным людям, конечно надежным людям, которые оказывали помощь нашему отряду. Ко мне приехала сестра моего мужа Аня Голоколосова, медицинская сестра, раненная. Она была отпущена из армии на 6 месяцев (по болезни) — ранение было у нее в ногу. Находилась у меня. Вскоре после ее приезда к нам нашу местность оккупировали немцы и она осталась у нас. Партизанский отряд, т.е. командование давали задания.
Мне было поручено сходить в село Пантелеймоновку (недалеко от прииска Уруп) как будто бы на маслозавод за маслом, а в самом деле надо было узнать есть ли там немцы, их численность, вооружение. С задания я вернулась благополучно домой. Второе задание я получила — это сходить в Преградную расклеить листовки и передать письмо старосте станицы Преградной Гапоеву Мурату, который по заданию партизанского отряда был поставлен жителями Преградной старостой у немцев. С заданием пойти не могла так как я была больна (стерты ноги были во время выполнения задания в с. Пантелеймоновку и у меня сильно болела в то время печень). Наша Аня в это время вернулась с задания из ст. Преградной, мы сидели вместе в штабе партизанского отряда. Аня сказала, что с заданием пойду я и ей поручено было это задание. Аня ушла с листовками и пакетом в ст. Преградную. Придя в Преградную она зашла к Пуземе (Пузема работала в то время врачом) и была доверенным лицом партизанского отряда. Аня зашла к ней, Пузема знала, зачем пришла в Преградную Аня. Пузема дала Ане стакан с клейстером и спросила куда пошла. Аня ей сказала, что зайдет к Складовым (Складовы жили в конце Преградной около реки Уруп, как ехать по дороге в Сторожевую) Аня задание выполнила, т.е. расклеила листовки, отдала Гаппоеву пакет и зашла к Складовым. А в это время Пузема сделала свое грязное дело, пошла в немецкую полицию и доказала, что Аня из партизанского отряда, пришла с заданием. Полиция окружила домик Складовых и Аню взяли. В полицейском участке Аню сильно истязали, били ее до потери сознания. Допытывались что она делала в Преградной, где партизанский отряд, кто в партизанском отряде. Сделали очную ставку с Гаппоевым Муратом, которому она носила пакет, он сказал, что ее не знает и никогда не видел. Улик найти не могли. А в это время рядом с ней сидел по камерам Гичкин Андрей, который работал у нас в школе пионервожатым, он прекрасно знал место расположения партизанского отряда так как нам говорили в случае необходимости куда бежать, т.е. к партизанам. Нас оставляли на Урупе так как держали тесную связь с отрядом.
Андрей Гичкин оказался предателем и водил немцев в лес, к партизанам, но партизанам было сообщено, и они партизан не нашли, а Гичкина как предателя расстреляли немцы. Вот этот самый Гичкин и сказал, что он знает Аню, что она действительно шла с заданием и выполнила его. Тут и расстреляли Аню. С Аней еще сидела Вера, фамилию её забыла, она работала в Преградненском отделении милиции в паспортном столе. Её расстреляли вместе с Аней. С Аней сидела вместе женщина по национальности еврейка, но фамилию по мужу носила русскую (фамилию её я уже не помню) вот с ней Аня и передала все, что она перенесла в застенках фашистских палачей. У Ани допытывались о родственниках, т.е. о нас, но Аня говорила, что никого нет родных и просила нас уйти с Урупа. Староста Гаппоев через партизан передал, чтобы с Урупа родных Ани предупредили о том, что немцы хотят арестовать. Из отряда к нам пришла на Уруп Комова и велела как можно скорее покинуть дом. Но дом нам уже немцы сожгли, мы находились недалеко от Урупа в колхозе Бахмутском.
Немцы пришли на Уруп, где занимались грабежом населения. Все население угнали на Уруп, загнали в склады, закрыли на замок (в том числе и мою мать и двоих детей). Я в это время с двумя сестрами и отцом копали картошку у хозяйки, где жила на квартире, нас немцы не видели и мы остались.
В это время в колхозе не было ни души, все население было угнано на Уруп. Немцы, ограбив квартиры двинулись на прииск. А в это время к нам подъехал комиссар отряда Евтушенко, который сказал: «Не бойтесь, всех немцев, которые сейчас здесь, мы встретим по пути на Преградную и рассчитаемся с ними.» Мы его снабдили бинтами, медикаментами и он уехал. Моя сестра Валентина Игнатьевна Спорыхина и двоюродная сестра Медведева Анастасия Афанасьевна в то время закончили медтехникум и работали в госпитале на Урупе, где находились наши раненные солдаты.
С закрытием госпиталя медикаменты хранились у них и передавались в отряд. В отряде не хватало бинтов, но мы рвали простыни и отдавали партизанам. Как сказал тов. Евтушенко, так и сделали. Немцев перехватили и уничтожили. На Урупе наши партизаны не могли дать бой, так как все наше население находилось согнанное в склады и немцы после первого выстрела партизан могли уничтожить наших людей. После ограбления населения немцы наших людей отпустили по домам, а по дороге в Преградную наши партизаны их встретили и перебили. После предупреждения командования партизанского отряда я с детьми ушла в ст. Сторожевую, где пришлось переживать оккупацию. В ст. Сторожевой нам пришлось очень тяжело жить.
Вы, ребятки, спрашиваете, что делала я во время оккупации. Я, ребята, поступала как и каждый советский человек, любящий свою Родину. Я уже Вам писала, что я с детьми и родителями осталась без крова, без одежды, без всего. Я была больна, от голода страдали дети и я, т. к. в ст. Сторожевой у нас не было ни знакомых, ни родных, обратиться было не к кому и пришлось пережить очень многое.
Зло к немцам и предателям не имело меры, так хотелось мстить и мстить всем негодяям, осквернившим нашу родную землю. Мы жили на краю ст. Сторожевой в Данильченко. Но полиция уже знала о нас. Готовился расстрел граждан, прибывших в станицу во время оккупации. Я также была занесена в списки для расстрела вместе с семьей. Мы знали, верили, что наши войска вернутся и освободят нас. Мы слушали (особенно по ночам слышно было хорошо залпы наших орудий). В первых числах января, утром смотрим, начали ездить немцы на машинах, гоняют скот по улицам, везут из амбаров зерно колхозное. Вот тут-то и нужна была наша работа. Я лежала в постели и мучилась, что из-за болезни не могу помочь в спасении нашего богатства, которое грабят немцы.
Я стала писать листовки, в которых призывала наш народ спасать скот, зерно, богатство людей, колхозное добро. Ничего не давать немцам. Наши воины близко, немцы отступают, берегите все добро, ничего не давайте немцам. Мои сестры Спорыкина Валентина Игнатьевна и Медведева Анастасия Афанасьевна расклеивали эти листовки по всей станице. Из окна я увидела, как большими стадами гонят скот, я вышла на улицу, подозвала мужчин, которые по заданию немцев угоняли скот, я их убеждала, просила угонять скот в горы, спасти его и люди послушали, не погнали с немцами скот, а спасли его, не давали грабить зерно из колхозных складов.
Октябрьский праздник в 1942 году мы встречали в горе, холоде и голоде. Но мы жили надеждой на освобождение нашей армией.
Помню, как мы открыли окно, поставили патефон на окно и завели единственную сохранившуюся пластинку «Песня о Родине», вот мы встретили праздник наш из нашего окна на всю улицу гремела «Песня о Родине». Помню, зашла к нам бабушка и говорит: «Что вы делаете, не сносить Вам головы. Услышат немцы, убьют вас.» Но нам было приятно отметить наш праздник хоть песней о нашей Родине.
10 января 1943 года на рассвете в станицу зашла наша Армия. Было морозное утро. Мы босиком выскочили на улицу встречать наших родных и милых нашему сердцу бойцов освободителей, наших спасителей.
Все запуржевенные инеем, в шапках с родными зведочками, до чего они были родными и радостными для нас. С приходом нашей Армии мы узнали, что много наших ни в чем не повинных людей зачислены в списки для уничтожения. Списки были найдены у начальника полиции в квартире, а сам начальник полиции ушел с немцами. Об этом нам рассказал начальник гарнизона воинской части, который жил у нас, в одной квартире с нами.
Дорогие, ребята! Вы должны горячо любить свою Родину, отлично учиться, радовать свою отчизну отличными оценками, чтобы вырасти достойной сменой ваших старших братьев, сестер, отцов, погибших в борьбе с немецкими захватчиками, они добивались счастья для Вас.
Разве легко было умирать таким молодым, как Аня, Вера, которая расстреляна вместе с Аней, а члены партизанского отряда Зиберов, Оскановы, Комова А.И., Поликарпов, Евтушенко да много преданных людей нашей Родины, а ведь они все были молодые, жизнерадостные, все хотели жить. Я часто вспоминаю нашу Аню. Она была очень бодрая, подвижная, жизнерадостная, очень любила петь, танцевать, любила художественную самодеятельность. А как она любила детей, очень любила она свою племянницу Люду (мою дочь), в которой очень много сходного с Аней, как она выучила ее плясать, мы ее всегда вспоминаем.
Ребята! Всего, что пришлось пережить и увидеть в период оккупации на бумаге не передать, очень тяжело вспоминать. А чтобы не видеть, не перенести вам того, что пришлось пережить нам, любите горячо свою Родину, цените завоеванное для Вас счастье старшими, крепите и берегите мир.
А где мир, там и счастье.
Дорогие ребята! Я писала вам то, что знала о партизанском движении, многих партизан фамилии я забыла, ведь это было давно, если что-либо нужно, пишите я всегда отвечу.
Передайте сердечный привет Вашим учителям и добрые пожелания, а также пионервожатым.
С комсомольским приветом и уважением к Вам, К.К. Голоколосова. 02.05.1966 г.
Архивный отдел администрации
Урупского муниципального района