Комментарии заместителя декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Светланы Кочерга. Ключевым направлением 26-го Международного экономического форума в Петербурге стал вопрос трансформации рынка труда.
На пленарной сессии форума президент России Владимир Путин обозначил необходимость повысить ориентированность высших и средних специальных учебных заведений на результат, то есть на успешное трудоустройство выпускников. В связи с чем предлагается установить для учебных заведений специальные ключевые показатели эффективности, главный из них – это качество занятости выпускников. На основе такого подхода сформировать рейтинги учебных заведений профессионального образования.
Следующим предложением прозвучало – ежегодно готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики. Данный механизм позволит максимально гибко учитывать меняющиеся тренды, новые запросы рынка труда и, конечно, приоритеты в развитии отраслей экономики.
Президентом также поставлена задачао подготовке и развитии такого инструмента, как ученический договор. Его смысл в том, что работодатель за свой счет отправляет сотрудника учиться, повышать квалификацию, а работник в свою очередь получает гарантию трудоустройства на более квалифицированное рабочее место. Естественно, здесь нужно создать стимулы для бизнеса и использовать такой механизм, в том числе с помощью государственной поддержки.
Безусловно, эти нововведения будут нацелены на адаптацию системы образования к востребованным в экономике навыкам, на перспективное развитие рынка труда, и согласование его потребности и возможности для обеспечения технологического суверенитета страны. Проблематика вопросов о современном рынке труда, его перспективах и развитии нашла продолжение на проводимой в рамках форума сессии «Рынок труда России. Состояние трудового потенциала и механизмы его развития».
Участники дискуссионной площадки выделили ряд проблем:
-Рекордно низкая безработица в России имеет обратную сторону медали – трудности, связанные с подбором сотрудников, с дефицитом кадров.
-Существует проблема несовпадения квалификации работников и потребностей работодателей.
-Молодежь после завершения обучения часто начинает строить карьеру, не связанную с дипломной специализацией.
-Уже озвучены реальные механизмы развития и совершенствования трудового потенциала.
Правительство уделит большое внимание целевому набору,как гарантии эффективности инвестиций государства и работодателя в подготовку студентов. Сейчас лишь 2% обучающихся заключают такие договора, но цифру планируют увеличивать.
В начале сентября в России запустят сервис по стажировкам и практикам. Он даст возможность студентам в онлайн-формате заключать договор с работодателями и получать опыт на выбранном предприятии. Это отличная возможность закрепиться за компанией и впоследствии получить карьерные предложения от работодателей.
Как отметила один из спикеров форума заместитель Председателя Правительства РФТатьяна Голикова, решение глобальной кадровой задачи носит комплексный, многосекторальный характер и требует командной работы Правительства совместно с работодателями и системой образования.