Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Оксана Ступникова. Повышение эффективности использования бюджетных средств сегодня является одним из приоритетов государства. Современный государственный менеджмент ставит перед собой задачу обеспечения подотчетности деятельности власти перед обществом и повышение прозрачности бюджетного процесса, что означает перенастройку существующих подходов и механизмов управления бюджетными средствами.
Бюджетный мониторинг является сегодня одним из эффективных инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств, что подтверждают данные Федерального Казначейства. Так в 2019-2021 гг. под бюджетный мониторинг подпало около 16 трлн руб. бюджетных средств, из которых 4,3 трлн руб. были использованы с теми или иными нарушениями (Счетная Палата РФ выявила нарушений на сумму 2,7 трлн руб.), основными из которых были: несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета в части нарушения сроков предоставления отчетности; нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения в проведении государственных закупок (в части установления начальной максимальной цены с единственным поставщиком); нарушение условий предоставления субсидий. Еще одним неоспоримым преимуществом бюджетного мониторинга является его превентивный характер.
Для его дальнейшего развития необходимо обеспечить интеграцию его информационной базы с другими информационными системами, рассмотреть вопрос о признании результатов банковского и бюджетного мониторинга, ранжировать участников мониторинга по степени риска и проводить расширенный мониторинг для крупных контрактов (свыше 1,5 млн. руб.).
Это позволит контролировать бюджетные деньги на всех этапах и не допустит нарушений, а также минимизирует возможные потери.
Комплексная модель проведения бюджетного мониторинга и контроля должна включать: проверку и подтверждение обоснованности бюджетных ассигнований на реализацию проекта; проведение процедуры государственной закупки согласно действующем законодательству; формирование реестра поставщиков; непосредственное исполнение контракта; отражение всех операций в финансовой отчётности; соблюдение гарантийных обязательств. На каждом из этапов имеются риски, которые и будут минимизированы при помощи бюджетного мониторинга.