Минобрнауки РФ в целях адресной подготовки кадров планирует расширять практику применения механизма целевого обучения в вузах, это касается, в частности, инженерных специальностей. Об этом говорится в официальном ответе ведомства на запрос главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, документ имеется в распоряжении ТАСС.
Как отмечал в запросе сенатор, в настоящее время требуется обеспечить предприятия страны инженерными кадрами на долгосрочную перспективу. По его словам, для этого, в частности, нужна материальная база, «чтобы пресечь перетекание кадров в города, входящие в первые 10 регионов России по уровню социально-экономического развития».
«В целях адресной подготовки кадров, в том числе по инженерным специальностям, Минобрнауки России считает целесообразным расширение практики применения механизма целевого обучения путем заключения целевых договоров с поступающими на программы высшего образования, а также с уже обучающимися в образовательных организациях на соответствующих образовательных программах, в том числе в других субъектах РФ», – говорится в документе, подписанном замглавы министерства Дмитрием Афанасьевым.
В министерстве отмечают, что не только доступность высшего образования и возможность целевого обучения влияют на выбор поступающими тех или иных специальностей. «Важны также возможности трудоустройства в регионе и конкурентная заработная плата выпускников, наличие благоприятных условий социальной среды (наличие жилья, детских садов, медицинского обслуживания, наличие физкультурных и досуговых центров для молодых специалистов)», – подчеркивается в документе.
В ведомстве добавили, что численность обучающихся на разных курсах по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета по договорам о целевом обучении по инженерным специальностям составляет 67 385 человек.
В июне 2022 года в пресс-службе Минобрнауки РФ пояснили ТАСС, что основной инструмент целевого обучения – это прием на бюджетные места в рамках квоты приема на целевое обучение, для этого для набора студентов проводится отдельный конкурс. На него проходные баллы традиционно ниже, что «добавляет устойчивый интерес абитуриентов к механизму». Обратной стороной низкого проходного балла является более низкий уровень подготовки абитуриентов, что в будущем может повлечь за собой недостаточный уровень успеваемости, отметили в министерстве. При этом в настоящее время заказчики целевого обучения не имеют инструмента контроля и влияния на процесс обучения целевиков.
«Практика целевого обучения в России существует еще с советского периода. В советский период она помогала выравнивать уровень подготовки специалистов в регионах до уровня центральных, к примеру, Москвы и Санкт-Петербурга, компенсировать дефицит специалистов в различных областях народного хозяйства.В настоящее время целевое обучение дает гарантию на трудоустройство. Будущий специалист может спокойно, целенаправленно осваивать будущую профессию и совершенствоваться в нем, не задумываясь над тем, где найти потом работу.Более того, расширение практики целевого обучения будет способствовать социально-экономическому развитию страны и на современном этапе. Также, как и в советский период, оно поможет тем отраслям народного хозяйства, которые являются локомотивом для России.Хорошая и добрая традиция целевого обучения и сейчас должна сохраниться. Ее роль и значение в современных условиях трудно переоценить», – профессор кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Заурбек Кочесоков.