Евгений Деренский – руководитель отряда «Поиск», считает, что работа по поиску неизвестных захоронений погибших воинов, работа по установлению фамилий неизвестных солдат и пропавших без вести – это моральный долг каждого человека. Результатами деятельности руководитель кружка совместно со своими воспитанниками поделился с жителями района на презентации своих исследовательских работ. Одна из них заняла у группы “Поиск” более трех лет.
– С чего началось ваша работа?
– Отдыхая близ Лаштракских минеральных источников (Урупский район), наш отряд обратил внимание на фрагмент авиационного мотора, укрепленного в центральной части памятника защитникам перевалов Кавказа. Мы задались вопросом: а что это за мотор? от какого он самолета? Местные жители не могли нам дать ответа на этот вопрос. Поэтому три года назад наши юные участники поискового отряда «Поиск» приняли решение раскрыть тайну появления авиационного мотора на территории 7-го поста, установить марку самолета, которому принадлежал этот мотор и выяснить Ф.И.О. пилота, находившегося за штурвалом самолета в его последнем боевом вылете.
– Каким образом вы действовали?
– Разработав алгоритм последовательных действий выполнения поисковых операций, мы установили тип самолета, его точную марку и фрагменты самолета с его цифровым заводским номером. Благодаря архивным материалам Центрального архива Министерства обороны РФ мы сумели определить заводской номер самолета. Именно благодаря этому, было установлено, что в январе 1943 года пилот – младший лейтенант Иосиф Борисович Шейко не вернулся с боевого задания.
-Сколько человек участвовало в поисках и установлении личности пилота?
– Благодаря активной исследовательской работе по поиску фрагментов истребителя И-16 учащихся Александра Деренского, Дмитрия Горбанева, Антона Кузнецова, Юрия Рудкова и Сергея Таратанова, удалось определить, что 22 января 1943 года два истребителя И-16 975 истребительного авиаполка вылетели с аэродрома Агой на проведение воздушной разведки. Одним из двух пилотов этих истребителей был младший лейтенант Шейко Иосиф Борисович. В районе станицы Смоленской Северского района Краснодарского края истребители И-16 попали под сильный зенитный обстрел и на свой аэродром уже не вернулись. На настоящий момент точно установлено место падения самолета Шейко И.Б – Урупский район Карачаево-Черкесской Республики. Сам же пилот либо погиб во время катастрофы, либо прыгнул с парашютом и погиб от холода.
– Каковы Ваши дальнейшие планы?
– Наши ближайшие планы – продолжить поиск архивных документов о младшем лейтенанте Шейко Иосифе Борисовиче, чтобы узнать как можно больше о его боевом пути с 1941 по 1943 годы. Прикрепить мемориальную доску с Ф.И.О. пилота истребителя И-16 на блок двигателя, укрепленного в центральной части памятника.
– А Вы пытались найти родственников пилота? Наверняка для них будет очень важно узнать, что их дед или прадед не пропал без вести.
– Мы планируем обратиться в Черниговскую область Украины с целью найти ближайших родственников Шейко Иосифа Борисовича. Уверены, что для них будет очень важно узнать, где находится место крушения самолета, за штурвалом которого в последнем боевом вылете находился их родственник младший лейтенант Шейко Иосиф Борисович, вот уже 70-лет числившийся пропавшим без вести.
Работа Евгения Деренского и его отряда «Поиск» была высоко оценена Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики. Педагог занял 1 место на VIII Карачаево-Черкесской республиканской открытой конференции научного объединения «Дар».
Е.Бердниченко