Арктика занимает важное место в жизни нашей планеты. И для решения вопросов, связанных с Арктикой, например, защита арктической окружающей среды, устойчивого развития, в 1996 г. международным сообществом было принято решение и создан Арктический совет. Однако, в 2022г. Арктический совет приостановил свою работу.
«На современном этапе РФ уточнила приоритеты своей политики в рамках «северного вектора». Россия – самое крупное государство в высоких широтах. Без России в принципе невозможно решение наиболее острых проблем безопасности, развития инфраструктуры и устойчивого судоходства Севморпути, научного сотрудничества, предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, вопросы судостроения и судоремонта, инвестиций и торговли, телекоммуникаций и цифровизации, предотвращения и ликвидации разливов нефти, новых транспортных коридоров. А в число приоритетных направлений для России в Арктике также входят: социальная политика, экономическое развитие, сохранение и развитие малочисленных народов и т.д. РФ продолжает политику по выполнению Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030гг.», – профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, доктор исторических наук Фарман Кулиев.
Поворот России на Восток, свидетелями которого мы являемся, по мнению эксперта будет происходить через северные территории, которые должны внести большой вклад в благосостояние всей страны.Это и углеводороды Ямала, это и удобрения Кольского полуострова, металлы Норильска, алмазы Якутии.
Арктические навигации последних лет, согласно мнению специалистов, показали, что в действующих климатических условиях плавание грузовых судов по СМП в различные порты Юго-Восточной Азии по сравнению с плаванием через Суэцкий канал сокращает время в пути от 7-ми до 22-х дней, что является важным экономическим преимуществом.
Плата за ледокольную проводку судов по СМП (с учетом нового гибкого тарифа) может быть приравнена к плате за проход по каналу. Исходя из этого, можно считать, что экономия времени рейса на десять суток эквивалентна уменьшению расходов судовладельца на 250-900 тыс. долл. за рейс в зависимости от объема и вида грузов.
Россия и Индия, Россия и Китай обсуждают углубление взаимодействия в Арктике.
В условиях вступления наших северных соседей Финляндии и Швеции в НАТО, дальнейшего нарастания санкционного давления Запада Россия усиливает свое внимания к вопросам обороны и безопасности в Арктике. Наблюдается модернизация баз новых подлодок, продолжается строительство аэродромов, городков для вновь формируемых воинских частей и подразделений в районах Крайнего Севера, совершенствованием системы ПВО и т.д.
В июле 2022 г. президент России Владимир Путин утвердил новую Морскую доктрину. В ней Северный морской путь и Арктика отнесены к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в Мировом океане. Эксперт подчеркнул, что они непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны. Он уверен, что утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность и само существование России.
«Для обеспечения национальной безопасности и защиты своих арктических интересов России в сложившейся ситуации следует активнее продвигать идею создания органа, который бы координировал деятельность государств в арктическом регионе и гарантировал соблюдение международного права. Кроме того, необходимо выработать долгосрочную политику, реализация которой была бы направлена на защиту национальных интересов России в регионе», – профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.