Экспертное мнение профессора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фармана Кулиева.
Международная система, сложившаяся после распада СССР, в настоящее время меняется и изменится до неузнаваемости благодаря появлению на мировой арене новых держав, глобализации экономики, историческому переходу экономического могущества с Запада на Восток.
Перспективы развития стран БРИКС указывают на то, что через 10–15 лет они совместными усилиями подберутся к исходной доле общего ВВП стран «Большой семерки». Вряд ли другие государства поднимутся до уровня Китая, Индии и России. Вопросы ресурсов выйдут на передний план на международном уровне.Тенденция к большему распространению влиятельности и могущества ускорится благодаря появлению на мировой арене новых игроков. Глобальному засилью США современные регионы мира противопоставляют право собственного принятия решений.
Абсурдным является навязывания демократии извне. Владимир Путин в своей Мюнхенской речи от 9 февраля 2007 года подчеркнул, что те, кто нас учит, на пике славы и гордыни обнаглели в своем поведении. США не хотят мириться с тем, что идет процесс становления многополюсного мира, не хотят терять свою гегемонию. Говоря о демократии, следует отметить, что американское посольство в Москве не выдало визу российским журналистам на заседании Совбеза ООН, где наша страна в апреле председательствует.
Сегодня мир, по словам главы российского МИДа С. Лаврова, подошел даже к более к опасной черте, чем в годы холодной войны. А страховочный механизм, которым всегда и была ООН, и ее устав, по сути, стали восприниматься США угрозой их амбициям. Происходящее на Украине тоже прямой результат этих амбиций. Сейчас для Запада ставки слишком высоки.”Сегодня всем понятно, хотя не все об этом говорят вслух, речь совсем не об Украине, а о том, как будут дальше выстраиваться международные отношения через формирование устойчивого консенсуса на основе баланса и интересов либо через агрессивное и взрывоопасное продвижение гегемонии. Нельзя рассматривать украинский вопрос в отрыве от геополитического контекста. Многосторонность предполагает уважение Устава ООН во всей взаимосвязанности его принципов….» – продолжил Сергей Лавров.