Экспертное мнение доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Виталия Мельникова. Сегодня проблема развития отечественной системы высшего образования выступает в качестве краеугольного камня в процессе решения задач социально-экономического, военно-политического и геополитического характера.
Конечно, весьма важным является вопрос о совершенствовании базовой модели, включающей разграничение уровней и сроков получения высшего образования.
Бесспорно нужно возрождать, восстанавливать опыт советского периода, но также и не стоит отказываться от опыта, пусть и не продолжительного, последних лет, когда высшее образование представляло трехуровневую модель «бакалавриат-магистратура-аспирантура».
В данном случае необходим поиск баланса и компромисса между старой и новой, между жесткой и гибкой, между академической и прикладной системами.
Мы не успели полностью адаптироваться к модели «бакалавриат-магистратура-аспирантура». Не успели не только вузы, но и другие участники рынка – студенты и работодатели, их кадровые службы. Хотя бы потому, что профессиональные стандарты, пришедшие на смену тарифно-квалификационным справочникам разработаны и утверждены далеко не для всех профессий и должностей. А те, что разработаны, в нынешних условиях будут требовать переработки.
С другой стороны, состав и количество уровней высшего образования, продолжительность их освоения все же играет второстепенную роль. На первом плане должно быть качество образования. Его невозможно добиться только лишь изменением вида и структуры системы. Важно посмотреть на ее внутреннюю составляющую: система управления высшим образованием; научно-педагогические работники, материально-техническое обеспечение и, собственно, сам продукт –передаваемые знания, умения и навыки.
Практика показала, что, уходя от излишней жесткости системы советского образования мы получили и негативный эффект от перехода к ее излишней гибкости в плане формирования профилей подготовки, их содержательной части.
В частности, в погоне за абитуриентами образовательные организации иногда сознательно подменяли либо совмещали разные специальности, а студенты, в погоне за дополнительными подтвержденными навыками, при переходе с одной на другую ступень высшего образования кардинально меняли научную сферу.Все это существенным образом сказывалось на качестве подготовки специалиста.
Поэтому,важно, чтобы новая система высшего образования была гибкой, учитывала потребности рынка, но, также должна быть достаточно жесткой, чтобы не позволять допускать произвола на рынке образовательных услуг.
В этой связи особо пристальное внимание должно быть уделено разработке образовательных стандартов с учетом изменений в уровневой модели системы высшего образования, которые учесть не только сегодняшние реалии, но и прошлый позитивный опыт ее развития.