Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Оксана Ступникова рассказала о мерах по повышению качества жизни в рамках Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 – 2030 гг.
Одним из направлений деятельности в рамках достижения цели Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 – 2030 гг. является улучшение качества жизни женщин.
Оценка реального положения женщин в обществе показала в качестве одной из причин неполной занятости необходимость ухода за детьми вследствие дефицита мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим в действовавшей до этого стратегии были поставлены цели сокращения существующего дефицита, что позволило на 1 января 2022 г. обеспечить доступность ДОО для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 99,5%, а в возрасте от 2 месяцев до 3 лет – на 96%. Достижение такого результата позволило повысить занятость женщин в среднем на 2%. Несмотря на это, продолжают действовать ограничения, обусловленные графиком работы ДОО, а также территориальной доступностью.
Поэтому Президентом РФ Владимиром Путиным была дана установка ликвидировать к концу 2023 г. дефицит мест в ДОО и упразднить имеющиеся очереди. В настоящее время данную задачу уже смогли решить 64 региона. Одним из вариантов является создание бюджетных мест в частных дошкольных образовательных учреждениях с субсидированием их за счет региональных средств. До того момента, как проблема будет решена, в субъектах РФ предусмотрены компенсационные выплаты для тех родителей, которые не смогли устроить ребенка в детский сад.
Еще одной из мер, направленных на повышение уровня жизни, является принятие закона о постинтернатном сопровождении детей. Проблема заключается в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не готовы к самостоятельной жизни, и нуждаются в дальнейшем сопровождении на протяжении 3-5 лет для того, чтобы иметь возможность адаптироваться к современным экономическим условиям. Необходимость данной меры обусловлена тем, что выпускники детских домов-интернатов остаются один на один со своими проблемами, не имея возможности ни посоветоваться, ни обсудить:вопросы условий проживания в собственной квартире (оплата коммунальных услуг, установка счетчиков и т.д.), трудоустройства, правильного управления личными финансами, организации отдыха, решения юридических вопросов (оформление пособий) и т.д.
Очевидно, что принятие соответствующего закона на федеральном уровне – давно назревший вопрос. При этом принципиально важным является определение четких критериев эффективности помощи, оказываемой выпускникам, и выработка единого стандарта постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.