Сегодня ни одна страна не может решать такие задачи, как освоение космоса, преобразование природы, материального мира и самого человека без соответствующих технологий. В этом плане новое научное знание, техника, технологии выступают главными ценностями и мощным фактором конкуренции национальной экономики. В связи с этим возникает тема технологического суверенитета. Что такое технологический суверенитет?
На этот вопрос достаточно просто ответил специальный представитель президента по технологическому развитию Дмитрий Песков: это когда вам никто Apple Pay на телефоне отключить не может. И наоборот, отсутствие технологического суверенитета означает, что в любой момент мессенджер, может быть выключен. В реальной жизни каждый россиянин почувствовал его отсутствие в условиях санкционных войн и попытке выйти на необходимый уровень импортозамещения.
«Технологический суверенитет государства означает, что оно располагает технологиями, способными обеспечить информационную, продовольственную, энергетическую, экологическую, экономическую и др. виды безопасности, тем самым повысить уровень благосостояния населения и конкурентоспособность национальной экономики.
Сегодня речь идет о необходимости создания целостных суверенных технологических пакетов, создание которых зависит от развития областей, где создаются технологии. В этом плане уместно упомянуть роль обрабатывающей промышленности. Как известно, обрабатывающая промышленность остается основой экономической независимости любой страны и определяет уровень ее конкурентоспособности в мире.
Между тем Россия долгое время стремилась купить все на мировом рынке и не развивала собственное производство. Санкционное давление привело к осознанию необходимости возрождения собственного производства. Сегодня роль обрабатывающей промышленности очевидна в контексте предлагаемого сценария «островизации», смысл которой заключается в том, что каждая страна должна построить собственный «остров», где будет все производить для удовлетворения своих нужд. А это возможно лишь в случае достижения технологического суверенитета, который не означает технологическую изоляцию, а предполагает равноправный обмен технологиями», – рассказала заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, доктор социологических наук, профессор Светлана Алиева.